ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В ней учитываются возможности учебного предмета
в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость
за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы
основного общего образования, должны отражать:
по
биологии
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различия и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения
в 9 классе:
применять биологические термины и понятия в соответствии с
поставленной задачей;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы
органов человека, процессы жизнедеятельности организма человека, делать
выводы на основе сравнения;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток,
органов, систем органов организма человека и их функциями, между
строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
организма человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы,
наследственные и ненаследственные программы поведения, особенности
высшей нервной деятельности человека;
решать качественные и количественные задачи, используя основные
показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные
значения;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать
организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить
простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из нескольких источников;
проявлять интерес к углублению биологических знаний и выбору
биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования
для будущей профессиональной деятельности в области биологии,
медицины, психологии и других направлений.
Содержание элективного курса «Практическая биология» 8 класс
Программа элективного курса «Практическая биология» 8 класса
направлена на расширение знаний учащихся в области медицины,
физиологии, гигиены.
Программа рассчитана на 17 часов
Цели курса
– сохранить свое здоровье как компонент общечеловеческой культуры;
– обеспечить гигиеническое воспитание и формирование здорового
образа жизни
обучающихся
в
целях
сохранения
их
психического,
физического и нравственного здоровья.
Задачи курса
Дать знания о строении и функционировании человеческого организма.
Развить умение использовать теоретический материал на практике.
Содержание курса
Введение (3 ч)
Актуальность проблемы медицинского образования для школьников.
Здоровый образ жизни, важность и необходимость. Причины, влияющие на
здоровье человека и факторы его определяющие.
Заболевания, связанные с вредными привычками (4 ч)
Понятие «вредные привычки». Основные группы вредных привычек.
Курение.
Алкоголь.
Гигиена питания (3 ч)
Состав пищи, питательные вещества. Витамины, гиповитаминозы и их
последствия для организма.
Рациональное питание. Энергетическая ценность пищи.
Ритмические процессы жизнедеятельности (2 ч)
Ритмы сна, гигиена сна, бессонница.
Гигиена быта (3 ч)
Гигиена света: зрение. Оборудование рабочего места школьника.
Влияние шума на организм человека.
Человек и фармокология (2 ч)
Бережное отношение к своему здоровью. Виды лекарств. Аптечка
автомобилиста.
Аптечка
туриста
и
отдыхающего.
Использование
лекарственных средств в семьях (анкетирование, беседы в ОУ).
Лекарственные растения. Их польза или вред.
Планируемые результаты освоения учебного курса
По итогам обучения обучающийся должен:
- иметь общие сведения об охране здоровья человека и использовании
некоторых лекарственных средств;
- уметь создавать электронные презентации в формате Microsoft
PowerPoint;
- выполнить и защитить на разных уровнях исследовательскую работу
по влиянию различных лекарственных средств на развитие живых
организмов;
- определиться в выборе будущего профиля обучения в школе и,
возможно, профессии.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
12
13
14
15
16
17
ИТОГО
Поурочное планирование 8 класс
Название раздела и темы
Введение
Медицина и человек
Основы здорового образа жизни
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание.
Заболевания, связанные с вредными привычками
Понятие «вредная привычка».
Влияние курения на организм человека
Влияние алкоголя на организм человека
Сердечно-сосудистые
заболевания,
причины
и
предупреждение.
Гигиена питания
Рациональное питание. Основные правила.
Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов,
меры их предупреждения.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных
заболеваний.
Ритмические процессы жизнедеятельности
Сон
Практическая работа по теме «Сон»
Гигиена быта
Практическая работа « Нарушение зрения и слуха, их
профилактика»
Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки,
наличия плоскостопия»
Оборудование рабочего места школьника
Человек и фармокология
Аптечка автомобилиста
Аптечка туриста и отдыхающего
Лекарственные растения
Количест
во
часов
3
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
17
Содержание элективного курса «Практическая биология» 9 класс
Программа элективного курса «Практическая биология» направлена на
формирование представлений о структуре экзаменационной работы в
формате основного государственного экзамена, а также закрепление
материала рассматриваемых блоков.
Программа рассчитана на 16,5 часов.
Цели курса
– познакомить обучающихся с примерами заданий из ОГЭ;
– рассказать про кодификатор и спецификатор;
– повторить материал по ключевым разделам.
Задачи курса
Разобрать типы заданий, которые встречаются в КИМ на ОГЭ.
Научить распределять время на выполнение каждого из заданий.
Развить умения использовать теоретический материал на практике.
Содержание курса
Особенности ОГЭ по биологии по сравнению с другими учебными
предметами.
Биология как наука.
Методы, применяемые в биологии.
Отличия прокариот от эукариот.
Признаки живого.
Строение и химический состав клетки.
Система органического мира.
Бактерии, грибы, растения, животные.
Процессы жизнедеятельности организма человека.
Нервная система. Классификации.
Антропогенез. Биосоциальная природа человека.
Правила здорового образа жизни.
Решение задач по генетике.
Планируемые результаты освоения учебного курса
По итогам обучения обучающийся должен:
– понимать специфику всех заданий в КИМ;
– научиться оформлять задания второй части;
– закрепить материал по разделам, которые рассматривались в курсе
«Практическая биология».
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ИТОГО
Поурочное планирование, 9 класс
Название раздела и темы
Введение. Структура ОГЭ
Биология как наука
Методы биологии
Система органического мира
Прокариоты и эукариоты
Признаки живых организмов
Химический состав клетки
Структурная организация клетки
Процессы жизнедеятельности организма человека
Строение нервной системы
Центральная нервная система
Нервная система животных
Повторение, систематизация и обобщение материала по
разделу «Животные»
Грибы и лишайники.
Повторение, систематизация и обобщение материала по
разделу «Бактерии. Грибы. Лишайники»
Биосоциальная природа человека
Условия сохранения здоровья
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
16,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология: 9 -й класс: базовый уровень: учебник / В. В. Пасечник, А. А.
Каменский, Г. Г. Швецов , 3. Г. Гапонюк; под ред. В. В. Пасечника. – М.:
Просвещение, 2023. – 272 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://fipi.ru/ (сайт ФИПИ)
https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru