1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
положение) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – Лицей
№ 88 (далее - МАОУ Лицей № 88):
●
устанавливает структуру ВСОКО и ее основные направления;
●
регулирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур;
●
закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям;
●
определяет состав мониторингов;
●
устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК;
●
учитывает
федеральные
требования
к
процедуре самообследования
образовательной организации.
1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного
контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества
образования, национальные исследования качества образования и международные
сопоставительные исследования качества образования.
1.3. Положение разработано в соответствии:
●
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
●
государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642;
●
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
●
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 286;
●
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 287;
●
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
06.10.2009 № 373;
●
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897;
●
ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
17.05.2012 № 413 с изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения от
12.08.2022 № 732 (далее – ФГОС СОО)
●
Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
●
приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
●
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
●
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
●
уставом МАОУ Лицей № 88;
●
локальными нормативными актами МАОУ Лицей № 88.
МАОУ Лицей № 88
2
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – функциональное
единство локальных регуляторов, процедур и методов оценки, обеспечивающих
получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии
образовательной деятельности МАОУ Лицей № 88 требованиям ФГОС и потребностям
участников образовательных отношений;
внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления качеством
образования, вспомогательный инструмент для организации функционирования ВСОКО,
аккумулирующий ее процедуры;
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
независимая оценка качества образования (НОКО) – регламентируемый на
федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой
официально уполномоченным оператором;
основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего
образования;
оценка – установление соответствия;
диагностика – контрольный замер, срез;
мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за управляемым
объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на
«входе» и «выходе» периода мониторинга; мониторинг обеспечивается оценочнодиагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей
наблюдения;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ФПУ – федеральный перечень учебников;
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии;
УУД – универсальные учебные действия;
ВПР – всероссийские проверочные работы;
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, а
также общероссийское исследование качества образования по модели PISA;
НИКО – национальное исследование качества образования.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПОНЕНТЫ ВСОКО
2.1. В МАОУ Лицей № 88 ВСОКО включает:
●
локальные регуляторы: локальные нормативные акты, программно-методические
документы;
●
должностных лиц, субъектов оценки;
●
направления оценки;
●
критерии и показатели по каждому направлению;
●
оценочные процедуры, формы и методы оценки;
●
информационно-аналитические продукты;
●
компьютерные программы и сервисы.
2.2. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
проведения процедур ВСОКО устанавливаются приказом руководителя МАОУ Лицей
№ 88.
МАОУ Лицей № 88
3
2.3. В рамках ВСОКО в МАОУ Лицей № 88 оцениваются направления:
●
качество образовательных результатов обучающихся;
●
качество реализации образовательной деятельности;
●
качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность и треки в
соответствии с региональной системой оценки качества образования:
●
Система оценки качества подготовки обучающихся
●
Система работы с обучающимися с низкими результатами обучения и/или
обучающимися, находящимися в неблагоприятных социальных условиях
●
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи
●
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся
●
Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
●
Система организации воспитания и социализации
2.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года в соответствии с планом функционирования ВСОКО, который
составляется ежегодно.
2.5. Результаты функционирования ВСОКО обобщаются и фиксируются в ежегодном
отчете о самообследовании МАОУ Лицей № 88.
3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. В качестве объекта оценки образовательных результатов реализации ООП МАОУ
Лицей № 88 по уровням общего образования, разработанных на основе ФГОС,
выступают:
● предметные результаты обучения;
● метапредметные результаты обучения;
● личностные результаты;
● достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
● удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения образовательных программ
включает:
●
текущий поурочный контроль;
●
текущий диагностический контроль;
●
промежуточную аттестацию;
●
анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
●
итоговую аттестацию по предметам, не выносимым на ГИА;
●
анализ результатов ГИА.
3.3. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся регулируются
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся.
3.4. Оценка образовательных результатов позволяет выявить обучающихся,
осваивающих учебный материал на базовом, повышенном и высоком уровнях.
3.5. Оценочные средства с уровневым подходом разрабатываются школьными
методическими объединениями. Обновление оценочных средств осуществляется по мере
необходимости.
3.6. Анализ динамики образовательных результатов каждого обучающегося, начиная с 4го класса, проводит классный руководитель по окончании учебного года.
Информация о достижении каждым обучающимся планируемых результатов освоения
рабочей программы учебного предмета, курса или дисциплины учебного плана
фиксируется в сводной ведомости успеваемости.
МАОУ Лицей № 88
4
3.7. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП, реализуемых в
МАОУ Лицей № 88, проводится в соответствии с планом мониторинга метапредметных
результатов по критериям, указанным в программах формирования/развития УУД по
уровням общего образования.
3.8. Личностные образовательные результаты не подлежат прямой оценке, но в
обязательном порядке организуется мониторинг личностного развития обучающихся.
Предметом мониторинга выступает уровень сформированности образовательных
результатов, зафиксированных в ООП, реализуемых в МАОУ Лицей № 88. Формы
мониторинга и сроки его проведения устанавливаются приказом директора.
3.9. Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образовательных результатов проводится в соответствии с планом
функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования.
4.
ОСОБЕННОСТИ
ОЦЕНКИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Оценке подлежат ООП, реализуемые в МАОУ Лицей № 88. Оценка ООП
соответствующего уровня общего образования проводится на этапе разработки ООП на
предмет соответствия требованиям ФГОС общего образования и ежегодно в августе – на
предмет актуальности ООП. Критерии оценки:
●
соответствие структуры ООП уровней общего образования требованиям ФГОС;
●
соответствие рабочих программ содержательного раздела локальным требованиям
к оценочным модулям рабочих программ;
●
соответствие формируемой части учебного плана запросам участников
образовательных отношений.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ
по параметрам:
●
соответствие тематики программы запросу потребителей;
●
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
●
соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного
образования;
●
соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при
их наличии);
●
наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов
освоения программы обучающимися.
4.3. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей)
реализацией образовательной деятельности проводится в соответствии с планом
функционирования ВСОКО на основании опросов и анкетирования. Критерии оценки:
●
степень удовлетворенности качеством преподавания предметов;
●
степень удовлетворенности внеурочной деятельностью;
●
степень удовлетворенности услугами дополнительного образования.
5. ОСОБЕННОСТИ
ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5.1. Структура оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность в
МАОУ Лицей № 88, разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым,
финансовым, психолого-педагогическим, материально-техническим и информационнометодическим условиям.
5.2. Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность в МАОУ Лицей №
88, проводится в течение учебного года согласно плану функционирования ВСОКО.
Оценка условий, обеспечивающих образовательную деятельность, предусматривает
МАОУ Лицей № 88
5
проведение контроля состояния условий на основе критериев, указанных в приложении
1.
5.4. Оценка удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей)
условиями, обеспечивающими
образовательную
деятельность,
проводится
в
соответствии с планом функционирования ВСОКО на основании опросов и
анкетирования по вопросам качества работы педагогического коллектива
и взаимодействия семьи и МАОУ Лицей № 88.
6. МОНИТОРИНГ В РАМКАХ ВСОКО
6.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации определить
состояние объекта наблюдения, определить его направления развития в соответствии с
требованиями ФГОС уровней общего образования и принять объективные
управленческие решения по результатам наблюдения, направленные на повышение
качества объекта.
6.2. Формы, направления, процедуры проведения и технологии мониторинга
определяются приказом директора школы.
6.3. В рамках ВСОКО в МАОУ Лицей № 88 проводятся мониторинги:
●
предметных результатов обучающихся;
●
метапредметных результатов обучающихся;
●
личностных результатов обучающихся;
●
адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
●
здоровья обучающихся;
●
качества преподавания учебных предметов.
6.4. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках программы
развития МАОУ Лицей № 88 могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги.
Перечень текущих и новых мониторингов фиксируется приказом директора.
6.5. Мероприятия, проводимые в рамках мониторингов, и сроки их проведения
определяются в планах мониторингов, которые составляются на учебный год.
Периодичность подведения промежуточных и итоговых результатов, а также формы
отчетности по каждому мониторингу определяются плане функционирования ВСОКО.
7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСОКО И ВШК
7.1. ВШК подчинен ВСОКО и осуществляется в пределах направлений ВСОКО. ВШК
конкретизирует и поэтапно отслеживает реализацию содержания ВСОКО.
7.2. ВШК проводится в течение всего учебного года в соответствии с планом ВШК,
который составляется ежегодно.
7.3. ВШК проводится в отношении эффективности педагогической системы школы и
организации образовательного процесса в ходе реализации образовательных программ.
7.4. Результаты ВШК фиксируются в справках, которые могут использоваться при
подведении итогов ВСОКО, в отчете о самообследовании, публичном докладе МАОУ
Лицей № 88.
7.5. Должностные лица одновременно могут выступать субъектами ВСОКО и
субъектами ВШК.
8. ДОКУМЕНТЫ ВСОКО
8.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, аналитические записки в случае внепланового контроля по одному из
направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
9. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
МАОУ Лицей № 88
6
9.1. Оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования предусматривает:
●
внутриорганизационные опросы и анкетирование;
●
учет показателей НОКО.
9.2. Внутриорганизационные опросы и анкетирование проводятся:
●
на этапе разработки ООП – с целью определения части ООП, формируемой
участниками образовательных отношений;
●
ежегодно в конце учебного года – с целью выявления динамики спроса на те или
иные программы;
●
по графику процедур оператора НОКО.
9.3. Администрация школы обеспечивает участие не менее 50 процентов родителей
(законных представителей) в опросах НОКО.
МАОУ Лицей № 88
7
С учетом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей)
Протокол Совета родителей
№________ от «_________»_____________________
Протокол Совета обучающихся
№________ от «_________»_____________________
Приложение 1
к положению о внутренней системе
оценки качества образования
от __________
Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Группа
условий
Кадровые
условия
МАОУ Лицей № 88
Контроль состояния условий
Критерии оценки
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование, в
общей численности
педагогических
работников
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование
педагогической
направленности
(профиля), в общей
численности
педагогических
работников
Единица
измерения
Показатель
на старте
Планируем
ый
показатель
Факт
выполнени
я
Чел./%
__
__
_________
Чел./%
__
__
_________
8
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
которым по
результатам
аттестации
присвоена
квалификационная
категория, в общей
численности
педагогических
работников, в том
числе:
– первая;
– высшая
Чел./%
________
_______
______
________
_________
________
__________
__
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников в общей
численности
педагогических
работников,
педагогический
стаж работы
которых составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Чел./%
________
_______
________
_______
_________
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников,
прошедших за
последние три года
повышение
квалификации по
профилю
профессиональной
деятельности и
(или) иной
осуществляемой в
образовательной
организации
деятельности, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников,
имеющих
профессиональную
МАОУ Лицей № 88
Чел./%
________
________
_________
Чел./%
________
________
_________
9
переподготовку по
профилю/направлен
ию
профессиональной
деятельности или
иной
осуществляемой в
образовательной
организации
деятельности, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
своевременно
прошедших
повышение
квалификации по
осуществлению
образовательной
деятельности в
условиях ФГОС
общего
образования, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
МАОУ Лицей № 88
Чел./%
________
________
_________
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
охваченных
непрерывным
профессиональным
образованием:
– тренинги,
обучающие
семинары,
стажировки;
– вне программ
повышения
квалификации
Чел./%
________
________
_________
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
реализовавших
методические
проекты под
руководством
ученых или научнопедагогических
Чел./%
_
_
_________
10
работников
партнерских
организаций
Численность/удельн
ый вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
призерами
конкурса «Учитель
года»
Чел./%
_
_
_________
Численность/удельн
ый вес
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями или
призерами
региональных
конкурсов
профессионального
мастерства
Чел./%
_
_
_________
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
имеющих
публикации в
профессиональных
изданиях на
региональном или
федеральном
уровнях
Чел./%
______
______
_________
Численность/удельн
ый вес численности
педагогических
работников,
ведущих личную
страничку на сайте
школы
Чел./%
______
______
_________
Чел.
_
_
_________
Чел.
_
_
__________
_
Количество
социальных
педагогов
Чел.
_
_
_________
Доля
Чел./%
_
_
__________
Количество
педагоговпсихологов в
штатном
расписании
Психологопедагогические
условия
МАОУ Лицей № 88
Количество
педагоговпсихологов по
совместительству
11
педагогических
работников с
вмененным
функционалом
тьютора в общем
количестве
педагогических
работников
Доля мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом, в
программе
воспитания
Ед./%
___
___
_________
Доля мероприятий,
курируемых
педагогомпсихологом, в
программе
формирования и
развития УУД
Ед./%
___
___
_________
Доля курсов
внеурочной
деятельности,
разработанных при
участии
(соавторстве)
педагога-психолога,
в общем объеме
курсов внеурочной
деятельности в
плане внеурочной
деятельности
Ед./%
_
_
__________
_
Ед.
_
_
_________
Наличие
оборудованного
помещения,
приспособленного
для
индивидуальных
консультаций с
обучающимися,
родителями
Имеется/не
имеется
_
_
_________
Наличие
оборудованных
образовательных
пространств для
психологической
разгрузки;
Имеется/не
имеется
_
_
_________
Количество
дополнительных
образовательных
программ на базе
школы,
разработанных при
участии
(соавторстве)
педагога-психолога
МАОУ Лицей № 88
_
12
рекреационных зон
Материальнотехнические
условия
МАОУ Лицей № 88
Количество
компьютеров в
расчете на одного
учащегося
Ед.
___
___
_________
Оснащенность
учебных кабинетов
(в соответствии с
ФГОС/федеральны
ми или
региональными
требованиями)
Ед./%
_______
_______
_________
Наличие читального
зала библиотеки, в
том числе:
– с обеспечением
возможности
работы на
стационарных
компьютерах или
использования
переносных
компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного
средствами
сканирования и
распознавания
текстов;
– с выходом в
интернет с
компьютеров,
расположенных в
помещении
библиотеки;
– с возможностью
размножения
печатных бумажных
материалов
Да/нет
__
__
_________
Численность/удельн
ый вес численности
учащихся, которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
интернетом (не
менее 2 Мб/с), в
общей численности
учащихся
Чел./%
__________
__________
_________
Общая площадь
помещений, в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в
расчете на одного
учащегося
Кв. м
____
____
_________
13
Учебнометодическое и
информационное
обеспечение
МАОУ Лицей № 88
Количество
экземпляров
учебной и учебнометодической
литературы в
общем количестве
единиц хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося
Ед./%
_
_
_________
Количество
экземпляров
справочной
литературы в общем
количестве единиц
хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося
Ед.
___
___
_________
Количество
экземпляров
научно-популярной
литературы в общем
количестве единиц
хранения
библиотечного
фонда, состоящих
на учете, в расчете
на одного
учащегося
Ед.
___
___
_________
Соответствие
используемых
учебников и
учебных пособий
федеральному
перечню
Соответствует/
не
соответствует
___________
__
___________
__
_________
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
информационных
образовательных
ресурсов интернета
Да/нет
__
__
_________
Количество единиц
электронных
образовательных
ресурсов,
используемых при
реализации рабочих
программ по
предметам учебного
плана
Ед.
__
__
_________
Количество единиц
Ед.
_
_
__________
14
цифровых
программных
продуктов,
используемых при
реализации плана
внеурочной
деятельности
______
МАОУ Лицей № 88
Количество единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых для
обеспечения
проектной
деятельности
обучающихся
Ед.
_
_
__________
Соответствие
содержания сайта
требованиям статьи
29 Федерального
закона № 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской
Федерации»
Соответствует/
не
соответствует
___________
__
___________
__
_________
______
______
______
______
______
15